«Последнее дело Холмса».
Сюжет этой серии советской шерлокианы взят как раз из этого рассказа. Что рассказ, что его экранизация являются одними из самых трагичных моментов моего знакомства с приключения великого сыщика Шерлока Холмса.
Но на этот раз он находит себе достойнейшего противника - главу опасной криминальной группировки Лондона - профессора Мориарти. В конце прошлой серии Холмс получает письмо именно с его литерой «М». Шерлок Холмс расшифровывает это письмо и заходит в своем стремлении всеобщего разоблачения преступности слишком далеко. Тем более, став неумышленным участником убийства «спонсора» этой группировки - Милвертона, он накликал на себя гнев преступного гения.
Жизнь Шерлока Холмса попадает в опасность, и он уезжает в Альпы, попутно отдавая Скотланд Ярду все нити и улики для разоблачения этой шайки во главе с ее одиозным лидером, который избегает ареста. Потеряв все «нажитое непосильными трудами» он несомненно в ярости, и Мориарти решается убить Шерлока Холмса.
Пик фильма - это схватка 2 сильнейших умов своего времени, но никак не тел. Но все же борьба между ними носит джентльменский характер: и выброшенный нож, и отказ от добивания лежачего позволяют нам только восхищаться выдержкой на фоне борьбы не на жизнь, а на смерть.
Даже не знаю, стоит ли говорить о кульминации схватки: кто не смотрел - это несомненно будет спойлером, а кто читал, тому и не надобно. Скажу только, что это одна из самых драматических минут, как в сборнике рассказов, так и в экранизации по ней.
Как всегда замечательная игра актеров: Ливанов и Соломин на своем высочайшем уровне. Маленькие эпизоды с Брондуковым-Лестрейдом и Риной Зеленой-миссис Хадсон привносят вместе со своей безукоризненной игрой и юмор. Но о Викторе Евграфове стоит поговорить по-подробнее. Не зря Шерлок Холмс сравнивает его с пауком, он всей своей сгорбленой фигурой, крючкообразными пальцами заставляет меня просто поразиться тем, как он вжился в свою роль.
Этот рассказ плавно перетекает в следующую серию, во многом благодаря Ватсону (эпизод в карточном клубе).
Как обычно «Приключения Шерлока Холмса» вызывают у меня только восхищение и восторг.
Классика жанра.
Прежде, чем выяснять отношения, позвольте, я напишу письмо друзьям.
Советский сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» с недавних пор стал самой любимой моей экранизаций приключений великого британского сыщика. В этом сериале полностью все великолепно. Начиная от актеров, подобранных на роль, до мест съемки и диалогов.
В серии «Смертельная схватка» Шерлок Холмс и его вечный друг Джон Ватсон отправляются в Швейцарию, где Холмсу предстоит сразиться с главным своим врагом - профессором Джеймсом Мориарти. Холмс и Мориарти - как два истинных джентльмена решают разобраться друг с другом чисто по-английски: с помощью рукопашного боя, чтобы было все честно и благородно. Исход схватки неизвестен.
Гениально и непостижимо! Этот человек оплёл своими сетями весь Лондон, а о нём толком никто ничего не знает.
Может быть, некоторые люди назовут эту серию очень мрачной, даже самой мрачной из историй о сыщике. Но! В красивых пейзажах якобы Швейцарии, прекрасных отношениях доктора и Шерлока вся эта мрачность отпадает. И остается действительно хороший фильм. Рекомендуемый к просмотру каждому.
«Смертельная схватка» - одна из самых важных и кульминационных серий о Шерлоке Холмсе. Решается судьба Холмса, решается судьба Джона Ватсона. На протяжении всей картины вам приятно смотреть на актерскую игру Василя Ливанова и Виталия Соломина. Просто шикарная экранизация.
Гениально и непостижимо!
«Смертельная схватка» в советской шерлокиане такая же жемчужина, как и «Последнее дело Холмса» - среди рассказов Дойля. Что фильм, что рассказ разительно выделяются на общем фоне - своей красотой, мрачностью и потрясающим накручиванием эмоций.
Я очень люблю «Последнее дело Холмса», это однозначно одно из первых мест в моем списке любимых рассказов. До сих пор помню, как я читала его впервые - почти все время с того момента, когда Конан Дойль поставил нас в курс дела, я была взведена как пружина. Это было глупо, это было наивно, на это с самого начала не было никаких надежд, и все же я чуть ли не молилась о том, чтобы все в итоге все-таки закончилось хорошо. Слишком уж я успела привязаться к Холмсу... гораздо больше, чем к историям о нем, надо признать. И в воспоминаниях всякого, кто читал о Холмсе и любил его, этот рассказ наверняка занимает особое место - я в этом даже не сомневаюсь.
И уж, конечно, упустить такой материал Масленников и Ко не могли в принципе - рассказ, который как будто специально для них и создавался! Материал, редчайший у Дойля, являющийся пищей скорее для сердца, чем для ума, материал, на котором столько можно сделать, так раскрыть героев! А среди них и виновника торжества, самое лучшее и вкусное, что только в итоге имеет этот фильм - профессора Мориарти.
Виктор Евграфов. Просто нет слов. Вот уж чего я НИКАК не ожидала, и даже не надеялась когда-либо увидеть. Эта сгорбленная осанка, эти хищные жесты, эти длинные руки, явственно напоминающие паучьи, этот вкрадчивый, почти ласковый голос (Олегу Далю также спасибо - огромное!), а самое главное - звериный, немигающий, пронизывающий взгляд, от которого одного мороз пробирает до самой середины сердца... Джеймс Мориарти, любимейший мой злодей, настоящее воплощение зла буквально как оно есть - паук, плетущий свою паутину, столь же гениальный, сколь и жестокий, озлобленный на всех... Помню, когда смотрела фильм впервые, эпизод в кабинете Милвертона казался мне просто бесконечным, очень хотелось, но просто не было сил долго смотреть в сторону экрана, этот нечеловеческий взгляд словно высасывал силы капля за каплей. Эта зловещая атмосфера вокруг него, жуткое оцепенение, холодная рука ужаса, ласково берущая за горло с первой же миллисекунды после его появления... никогда, ни разу в жизни я не видела среди злодеев, даже самых лучших, ничего похожего.
Эпизод, где Холмс и Мориарти беседуют в кабинете Милвертона, по мне, достоин всех наград мира. Как раз этот эпизод, по мне, именно тот, где оба они показывают себя во всей красе. Две стороны одной медали, свет и тьма... Напряжение, возникающее между ними, разливается буквально по всей картине, становясь все сильнее по мере приближения той самой схватки. Да так, что при виде задумчивого как никогда Холмса и его словах: «Замечательно выбрано место... отличный вкус... Рейхенбахский водопад!», «Мне кажется, Ватсон, что я не совсем бесполезно прожил свою жизнь...» что-то нехорошо и больно-больно сжимается внутри.
Что чувствовал Шерлок Холмс, впервые в жизни сойдясь в борьбе с по-настоящему достойным его врагом, и странно ли, что Холмс, с его недюжинным умом, не может (пусть даже эта мысль и страшит его) не отдать должного гению этого врага, пусть и гению преступному? Да и Мориарти, думается мне, так же к нему относится. Слишком уж много общего у этих двоих - гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Интеллектуально Мориарти нисколько не хуже, а в пристрастии к театральным жестам и понятиях о джентльменстве и вовсе от Холмса практически не отличается. Последнее, кстати, просто-таки трогательно - вплоть до самого поединка. «Я к вашим услугам, профессор!», выброшенный нож, любезное позволение написать прощальную записку... и сама драка, в конце концов - даже в столь рисковых авантюрах эти двое остаются джентльменами до мозга костей.
А пока поединок не состоялся, Холмс изо всех сил старается спровадить Ватсона от греха подальше - чего уж таить, не только из-за того, что является «опасным спутником», но и потому, что слишком много личного для него в этой борьбе. Впрочем, он понимает, что оное совершенно бесполезно - красноречивые взгляды и не менее красноречивое громкое молчание, которыми награждает его Ватсон при его предложениях бросить его, спасать собственную шкуру, уже очень о многом говорят.
Бедный, бедный добрый Ватсон. До чего же все-таки тяжелый друг ему достался... а ведь потрясениям, связанным с приключениями Холмса, еще далеко не конец.
Углубляясь в психологию героев, запросто можно позабыть о других аспектах этого фильма. А поводов для придирок тут опять-таки нет никаких. Владимир Дашкевич превзошел себя. И знакомая тема, резко перешедшая в минор, и эти тревожные, мрачные мотивы, рассыпанные по всему фильму, и тема Швейцарии - музыка цепляет и пробирает очень сильно, особенно, пожалуй, еще хочется выделить ту, что звучит, когда Холмс и Ватсон впервые смотрят на водопад - вот это практически шедевр. Режиссура, сценарий - на высшую оценку однозначно. Хочется отметить именно в этой рецензии - замечательно, очень искусно сплетены в единое целое три рассказа Дойля («Конец Чарльза Огастеса Милвертона» мы уже видели, «Пустой дом» нам еще только предстоит) - вплоть до деталей, в том числе и добавленных создателями, вроде встречи Ватсона с Лестрейдом (последствия которой окажутся, вопреки ожиданиям, куда более тяжелыми, чем можно себе представить...)
Отлично выстроены сцены поединка. В книге, где мы видим происходящее почти всегда глазами Ватсона, поединок в итоге так и остался за кадром - о чем потом поспешили напомнить Дойлю разъяренные фанаты, горюющие по любимому герою, так как прямыми свидетелями событий они не были и полностью уверенными быть не могли. Здесь же создатели сделали все, чтобы у зрителей не осталось ни малейших сомнений в том, что произошло.
Мы читали книги и хорошо помним, чем все кончилось. Зрители знают, и создатели хорошо знают, что зрители знают. Но каким-то образом эти фильмы все равно не оставляют нас равнодушными - мы всерьез боимся за Холмса, мы всерьез жалеем Ватсона, мы всерьез чувствуем сильнейшую растерянность, когда заканчивается фильм...
- Каким же образом?
- Элементарно, Ватсон. Не будь я, черт возьми, Шерлоком Холмсом.